Нежелательность пребывания иностранных граждан в Российской Федерации — один из самых суровых видов ограничений въезда. По действующему законодательству принять решение/распоряжение о признании пребывания (проживания) иностранца нежелательным на территории Российской Федерации вправе ряд следующих государственных органов:
- Министерство внутренних дел Российской Федерации
- Федеральная служба безопасности Российской Федерации
- Министерство обороны Российской Федерации
- Федеральная служба по финансовому мониторингу Российской Федерации
- Служба внешней разведки Российской Федерации
- Министерство юстиции Российской Федерации
- Министерство иностранных дел Российской Федерации
- Федеральная миграционная служба
- Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
- Федеральное медико-биологическое агентство, действующих в пределах собственной компетенции.
На основании принятых каждым из ведомств решений иностранцу запрещается въезд в Российскую Федерацию. В отличие от запрета въезда и выдворения, в случае нежелательности пребывания сроки ограничения въезда несоизмеримо больше, порой даже пожизненные.
Уполномоченным по правам человека в Пермском крае и сотрудниками Аппарата подготовлены ответы на вопросы, которые часто возникают у осужденных в случае принятия по ним решения о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации.
В исправительные учреждения направлены примерные образцы исковых заявлений по отмене решений о нежелательности пребывания, которые необходимо составлять применительно к своей конкретной ситуации. Крайне важным обстоятельством является наличие родственников на территории России, так как запрет на въезд может привестии к нарушению их прав. Но важно понимать, что наличие родственников — граждан Российской Федерации не является безусловным условием для снятия наложенных ограничений и суд будет оценивать все обстоятельства, учитывать степень раскаяния, тяжесть совершенного преступления.
Отменить нежелательность пребывания сложно. Но это вовсе не означает, что невозможно. Просто деятельность по отмене нежелательности пребывания более длительна по времени, содержит большее количество инстанций и этапов и требует серьезного подхода к подготовке документации для оспаривания состоявшихся решений (если для этого имеются основания).
Т.И. Марголина,
Уполномоченный по правам человека в Пермском крае
В каких случаях принимается решение о нежелательности пребывания на территории России?
Решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации в соответствии со статьей 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» может быть принято:
- в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящегося на территории Российской Федерации;
- в отношении лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию;
- в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящегося в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц.
Может ли быть принято решение о нежелательности пребывания на территории России в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, члены семьи которого являются гражданами РФ?
В соответствии с международными принципами и нормами каждое государство имеет право контролировать въезд иностранных граждан на свою территорию и определять для иностранных граждан и лиц без гражданства режим пребывания. Для лиц, осужденных за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления, действующим российским законодательством установлены существенные ограничения в правах.
Конституция Российской Федерации и Европейская конвенция о защите прав и основных свобод гарантирует каждому уважение его личной и семейной жизни и запрещает вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Европейский суд по правам человека неоднократно отмечал, что вмешательство в семейную жизнь признается оправданным в случае осуждения лица за телесные повреждения, грабеж, преступления, связанные с наркотиками.
Меня ознакомили с решением о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации. Что это означает?
Иностранные граждане и лица без гражданства, чье пребывание на территории Российской Федерации признано нежелательным, обязаны покинуть территорию страны. На определенный срок въезд на территорию России для них будет ограничен.
В случае, если Министерством юстиции Российской Федерации в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции принимает решение о депортации или о реадмиссии (передаче лиц, незаконно пребывающих на территории государства, в страну, из которой они прибыли, с согласия последней) данного гражданина.
Исполнение решения о депортации иностранного гражданина, либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.
Как был определен срок, до которого мне был ограничен въезд на территорию России?
В соответствии с действующим законодательством наличие непогашенной судимости за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, либо преступления, рецидив которого признан опасным, является основанием для безусловного отказа в получении разрешительных документов для проживания в России и осуществления трудовой деятельности. Аналогичные условия предусмотрены и для получения вида на жительство и патента для осуществления трудовой деятельности. Въезд на территорию страны будет открыт после автоматического погашения судимости.
Что такое депортация?
Депортация — принудительная высылка иностранных граждан и лиц без гражданства, утративших законные основания нахождения на территории Российской Федерации или представляющих общественную опасность. Решение о депортации может быть вынесено по формальным признакам и при отсутствии иностранного гражданина.
В РФ установлен особый порядок депортации иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в местах лишения свободы. Решения о депортации лиц, пребывание которых признано Минюстом России нежелательным на территории РФ, выносятся в период их пребывания в местах лишения свободы и исполняются немедленно после освобождения из мест лишения свободы. (Федеральный закон № 400-ФЗ от 06 декабря 2011 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с реализацией международных договоров РФ о реадмиссии»)
Сотрудники федеральной миграционной службы принимают осужденных от сотрудников территориальных органов ФСИН в момент их освобождения для осуществления процедуры депортации.
До исполнения решения о депортации иностранные граждане содержатся на территории Пермского края в специализированном учреждении для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства ГУ МВД России по Пермскому краю. Сроки содержания в специальном учреждении устанавливаются судом.
За счет каких средств осуществляется депортация за пределы Российской Федерации?
Депортация осуществляется за счет средств:
- депортируемого иностранного гражданина;
- пригласившей стороны;
- дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является депортируемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в статье 16 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2016);
- в случае, если установление приглашающей стороны невозможно, мероприятия по депортации являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок расходования средств на указанные цели определяется Правительством Российской Федерации.
Какие последствия несет депортация?
В соответствии с Федеральным законом от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если:
- в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение о депортации — в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи;
- в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства неоднократно (два и более раза) выносилось решение о депортации — в течение десяти лет со дня депортации.
Кто исполняет решение о депортации?
Согласно статье 31 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2016) депортация иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящей статьей, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции и его территориальными органами во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, и его территориальными органами, а также с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции.
В соответствии с пунктом 12 статьи 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 статьи 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.
Согласно пункту 9 статьи 31 Закона № 115-ФЗ иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.
Данные правила распространяются и на лиц без гражданства (пункт 2 статьи 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
В течение какого срока может содержаться иностранный гражданин, подлежащий депортации, в специальном учреждении?
В соответствии со статьей 266 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается представителем территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю (надзору) и оказанию государственных услуг в сфере миграции.
В мотивировочной части решения, которым удовлетворено заявление, должен быть также установлен и обоснован разумный срок пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальном учреждении, а в резолютивной части — конкретный срок пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальном учреждении. Этот срок может быть продлен затем по решению суда.
Возможность продления срока помещения иностранного гражданина в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан до исполнения решения о депортации предусмотрена главой 28 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Иностранные граждане, подлежащие депортации, вправе оспорить в суде действия (бездействия) федеральных органов исполнительной власти в сфере миграции и его территориальных органов, связанные с исполнением решений об их депортации.
При наличии сведений о невозможности исполнения решения о депортации в течение длительного времени судом может быть принято решение об освобождении иностранного гражданина из специального учреждения с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17 февраля 1998 года № 6-П.
Можно ли обжаловать решение о нежелательности пребывания (проживания) на территории России?
Такие решения обжалуются в порядке ст. ст. 218 — 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ).
Как и любое другое решение, действие органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение о депортации можно оспорить, в случаях, если гражданин считает, что его права и свободы были данным решением нарушены, либо на него возложена какая-либо обязанность, либо он незаконно привлечен к ответственности. В соответствии со статьей 219 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
В случае пропуска срока обращения в суд он может быть восстановлен. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Какие обстоятельства могут быть учтены судом при оспаривании решения о нежелательности пребывания (проживания) на территории РФ?
При оспаривании решения о нежелательности пребывания (проживания) на территории Российской Федерации в обоснование своих доводов можно привести следующие обстоятельства: наличие семьи и близких родственников, являющихся гражданами Российской Федерации; длительность проживания на территории России; отсутствие связи со страной исхода (отсутствие гражданства, отказ страны исхода в документировании), положительные характеристики.
В какой суд следует обращаться с иском?
В соответствии со статьей 19 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации такие заявления подлежат рассмотрению районными судами.
По правилам статьи 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу подается в суд по месту их нахождения.
Органом государственной власти, принявшим оспариваемое решение, является Министерство юстиции Российской Федерации, которое является надлежащим ответчиком по административному делу и находится в г. Москве, Житная, 14. Заявление подается в Замоскворецкий районный суд г. Москвы, который расположен по адресу: 115184, г. Москва, ул. Татарская, дом 1.
В соответствии с частью 3 статьи 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании решений (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом. Статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Поскольку исправительные учреждения являются местом отбывания наказания и не могут быть признаны местом проживания, осужденный вправе обратиться с заявлением в суд по месту своего жительства до осуждения, представив копию паспорта со сведениями о регистрации.
Размер оплаты государственной пошлины при подаче административного искового заявления.
К административному исковому заявлению необходимо приложить квитанцию об уплате государственной пошлины, в соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации — на сумму 300 рублей. Суды общей юрисдикции вправе учесть имущественное положение плательщика и освободить его от уплаты госпошлины. Для этого при подаче административного искового заявления следует подать заявление об освобождении от уплаты государственной пошлины, представив документы, подтверждающие трудное материальное положение (например, справку исправительного учреждения об отсутствии средств на лицевом счете и невозможности трудоустройства).